Туры в Петрозаводск в 2024-2025 годах
Петрозаводск, столица Республики Карелия, лежит на берегах Онежского озера. Расстояние до Петербурга по прямой – 300 км.
Судьбу Карелии во многом определила эпоха Петра Первого. Интерес царя к этим местам был связан с началом Северной войны за выход России на Балтику. В 1702 г., готовясь к захвату шведской крепости Нотебург, Петр переправил два боевых корабля по маршруту Белое море-Онега-Свирь-Ладога, названному впоследствии "Государевой дорогой". При этом царь оценил большой потенциал края и вскоре приказал заложить Олонецкую верфь в устье реки Свирь, где летом 1703 года не только поработал плотником, но и принял первый боевой корабль Балтийского флота - фрегат "Штандарт", который сам и привел в Петербург. Карельские залежи медных и железных руд были давно известны. Здесь и решено было ставить заводы для производства пушек, ядер и другого военного снаряжения. В тот же год были основаны Петровский пушечный и Кончезерский чугунолитейный заводы. Руководил этой масштабной стройкой Александр Меншиков, генерал-губернатор Петербурга и по совместительству губернатор Ингерманландии. Начало Петрозаводску положил Петровский оружейный завод, построенный на берегу Онежского озера в устье реки Лососинки. Уже через год его доменные печи, на которых работали опытнейшие тульские и уральские мастера, вышли на полную мощность.
В 1714 г. в районе Кончезера были обнаружены железистые ("марциальные") воды. По приказу Петра рядом с источниками был построен курорт, включавший три дворца, дома для персонала, палаты для пациентов и церковь. Петр несколько раз бывал на водах и по пути неизменно останавливался в поселке при Петровском заводе, где были выстроены дворцы для него и для князя Меншикова. Посещая завод, Петр не только вникал в состояние дел, но и работал в заводской кузнице. В 1720-х годах произошли большие перемены в жизни края. Победой завершилась Северная война, и границы России передвинулись вглубь Финляндии. Центр судостроения переместился в Петербург, а железоделательная промышленность - на Урал, куда и переехало почти всё оборудование завода вместе с рабочими и мастерами. В 1725 г. были закрыты ладожские верфи, а в 1734 г. и Петровский завод. Жизнь в поселке надолго замерла. В 1768 г. началась очередная война с Турцией, потребовалось увеличить производство вооружения, и через шесть лет вместо упразднённого Петровского был пущен Александровский пушечный завод. 21 марта 1777 г. по указу Екатерины II заводской поселок получил городской статус и имя - Петрозаводск. По технической оснащённости и качеству продукции Александровский пушечный завод считался лучшим в России. Ведь это здесь в 1788 году появилось настоящее чудо - железная дорога длиной 160 метров, а в 1790 г. была собрана первая в России паровая машина Уатта для чеканки золотых монет. Это был почётный заказ Императорского Монетного двора. В 1802 г. город стал центром только что учрежденной Олонецкой губернии, а в 1860 г. было открыто прямое пароходное сообщение с Петербургом.
Грянула Первая мировая война, и весной 1915 г. началась прокладка стратегической железной дороги Мурманск - Петроград, проходившей через Петрозаводск. Дорогу к незамерзающему Баренцеву морю длиной 1054 км строили более 60 тысяч человек, в основном вольнонаемные из центральных областей России. Через полгода к ним добавили 33 тысячи военнопленных немцев, итальянцев, австрийцев, венгров, чехов, поляков, греков, болгар, турок, румын, хорватов и сербов. Потом завезли 10 тысяч китайских землекопов из Манчжурии и 2000 киргизов... Это был настоящий Вавилон, но, в отличие от невезучей Вавилонской башни, Мурманскую железную дорогу благополучно достроили и в ноябре 1916 г. пустили в эксплуатацию. При советской власти Петрозаводск стал столицей Автономной Карельской Республики и довольно крупным промышленным центром. Рабочих рук не хватало, и в начале 1930-х около 7000 финнов из США и Канады, спасаясь от Великой депрессии, эмигрировали в Советскую Карелию. По большей части это были лесорубы, владевшие невиданными в здешних местах способами валки и разделки деревьев. На улицах Петрозаводска зазвучала вперемешку русская, финская и английская речь. Продолжалось это недолго: летом 1941 года город сильно опустел, т.к. вторжение финской армии считалось неизбежным. В октябре Петрозаводск был оккупирован финнами и получил новое имя - Ээнислинна (Äänislinna). Уже через две недели здесь появился первый (но не последний) концлагерь, в который заключили всех русских мужского пола от 17 до 50 лет. Оккупация длилась почти три года. 21 июня 1944 г., с началом Свирско-Петрозаводской операции Карельского фронта, финский гарнизон без боя оставил город.
Достопримечательности Петрозаводска
Онежская набережная
Набережная Онежского озера, открытая в 2003 г., вскоре стала популярнейшим местом отдыха горожан. Прежде всего, обращают на себя внимание необычные скульптуры, в разное время подаренные Петрозаводску городами-побратимами. Первыми появились в 1991 г. "Рыбаки", когда и набережной-то еще не было. Их автор – американец Рафаэль Консуэгра из небольшого города Дулута. На самом деле, из Америки приехала не скульптура, а ее автор с кучей замыслов и чертежей. Главная часть "Рыбаков" - две стальные фигуры, забрасывающие сеть, была сварена на местном предприятии, а для постамента выбрали большой валун из окрестностей Онежского озера. Рядом красуется бронзовая "Спящая красавица" из Франции, чуть дальше - "Волна дружбы" и "Единство" из Финляндии, "Тюбингенское панно" и "Под одними звездами" из Германии, многоцветное "Место встречи" из Норвегии и другие чудеса. Сказочное "Древо желаний" в 1996 году прислал шведский город-побратим Умео. Автор ее, как и следовало ожидать, носит фамилию Андерсен. Он покрыл живую сосну стеклотканью и приклеил к стволу огромное ухо, в которое каждый может шепнуть самое заветное желание. Говорят, сбывается...
Собор Александра Невского
Этот кафедральный собор был построен в 1832 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 года на пожертвования мастеровых Александровского завода. Возведение собора было высочайше утверждено Александром Первым (император и сам внес 30 тысяч рублей). Пятикупольный каменный храм строил итальянский зодчий Пьетро Мадерни. Иконы для храма писал уроженец Петрозаводска Александр Чижов, учившийся в Академии художеств. Это были 52 копии икон из лучших петербургских церквей, которые отправили в Петрозаводск водным путем. Путешествие уже заканчивалось, когда внезапный сильный порыв ветра опрокинул парусное судно, и весь груз ушел на дно Онежского озера. Ящики с иконами десять дней искали на воде и под водой, а нашли на небольшом островке, выброшенными прибоем на берег и нисколько не пострадавшими. При советской власти в помещениях собора по традиции разместился местный краеведческий музей. После возвращения храма православной церкви потребовалась серьезная реконструкция здания, законченная в 1999 году.
Памятник Петру Первому
По всеобщему мнению, это один из лучших памятников Петру. Величественная бронзовая статуя, отлитая в Санкт-Петербурге, стоит на набережной около речного вокзала. Пётр - молодой, 30-летний, в парадном мундире капитана лейб-гвардии Преображенского полка, при шпаге и в высоких сапогах со шпорами. На груди - звезда и лента ордена Андрея Первозванного. На гранитном пьедестале высечены три даты: 1672 – год рождения Петра, 1703 – год основания Петрозаводска и 1872 – двести лет со дня рождения императора. В тот день - 30 мая 1872 г., заложили снование памятника, а его открытие состоялось 29 июня 1873 г. Это был многолюдный и шумный праздник. Играл духовой оркестр, пел прибывший из столицы хор Преображенского полка, прогремел 31 залп артиллерийского салюта. Вечером на палубах пароходов "Царь" и "Царица", стоявших на рейде, был устроен фейерверк. Памятник установили на центральной Круглой площади. В 1918 году статую "самодержца" сняли с пьедестала и надолго упрятали в сарай. Лишь в 1940 г. ее вновь собрали и поставили рядом с местным краеведческим музеем, расположившемся в соборе Александра Невского. Наконец, в 1978 г. памятник переместили туда, где он и стоит - на Онежскую набережную.
P.S. А эта информация - для самых любознательных. Через три с половиной месяца после июньских торжеств, ночью 9 октября 1873 г. колесные пароходы "Царь" и "Царица" столкнулись на встречных курсах посреди Ладожского озера. "Царь" быстро затонул, а новенькая "Царица", которой едва исполнился год, получила пробоину, но осталась на плаву.