Селигер - край глубокой, нетронутой тишины

На озеро Селигер приезжают, чтобы насладиться тишиной и покоем величественной русской природы.


В центре России, между Москвой и Санкт-Петербургом, есть край глубокой, нетронутой тишины. Среди лесных холмов, блестя на солнце, лежат бесконечные голубые плёсы. Озеро Селигер, так называется это чудо, которое по праву стоит в ряду самых живописных озёр Европы. А вокруг — в лесах, среди зелёных холмов, среди льняных полей и земляничных полян – ещё двести маленьких, тёплых и чистых озёр, меньших братьев Селигера. Сосны, ели, березы, осины и ивы до самых берегов окружают озёра, создавая сказочный мир, который вместе с бесконечным небом отражается в зеркальной глади воды. Не забывайте: здесь, на Валдайской возвышенности, шумит древнейший русский лес!

Часто спрашивают, когда лучше всего ехать на Селигер. Это зависит от того, что вы любите. Летом хорошо на селигерских пляжах, под тёплым солнцем, у спокойной воды. Вы никогда не мечтали окунуться в кристально чистую воду в тихом озере, где вокруг на страже стоят сосны-великаны, настоящие богатыри, охраняющие ваш покой? Осень – самая нарядная, живописная пора Селигера, пора золотых красок, прозрачной тишины, изобилия грибов и ягод. Зима здесь настоящая — морозная и снежная. Традиционные зимние русские забавы и пикники на природе придутся по вкусу всем, независимо от возраста и предпочтений. Весной, в пору яркого солнца и первого тепла, нет ничего лучше, чем посидеть на льду с удочкой. А впрочем, рыбалка здесь хороша круглый год. Когда бы вы ни приехали на Селигер, вы уже никогда не забудете этого озёрного раздолья, удивительной тишины, чарующей красоты русской природы.


Осташков — столица Селигера


Путешествие по озеру начинается из старинного русского города Осташкова, живописно расположенного на полуострове. Если посмотреть на полуостров с высоты птичьего полета, то видно, что он похож на сапог, у которого рыбы отъели каблук. Наверное, именно этих рыб рисуют на городском гербе.

Первое письменное свидетельство об Осташкове относится к 1477 году. В нем упоминаются два селения, названные осташковскими слободами. В 1587 году, когда слободы были обнесены крепостной стеной, они получили общее название – Осташков. Необходимость в строительстве крепости появилась в связи с тем, что литовская граница в то время была рядом, и нападения следовали одно за другим. В 1610 году при защите города до половины мужского населения погибло у крепостной стены.

К 1770 году Осташков стал вполне сложившимся городом, что и было закреплено указом Екатерины II. Вскоре началась полная реконструкция города: современная планировка улиц, большое каменное строительство. Газеты всей России упоминали Осташков, как образец городского устройства.

Селигер – один из первых внутренних водоёмов страны, где появились пароходы, это служило предметом особой гордости осташей. Первый пароход «Осташ» вышел в озеро в 1847 году, однако ходил он недолго. Отказало управление, что вызвало немало насмешек со стороны бывалых шкиперов парусного флота. В начале XX века по озеру ходило уже несколько маленьких пароходов, капитанами которых были сами владельцы. Каждый пароход «съедал» за лето уйму дров, которые на лодках доставляли крестьяне ближних деревень. Расписаний не было, пароходы отправлялись по мере того, как собирались пассажиры. Напоминанием о том времени служат сохранившиеся кое-где старые бревенчатые причалы.

У старых стен Знаменского монастыря, в небольшом сквере на берегу озера, вы увидите камень с мемориальной доской, на которой указано, что в этом районе Осташкова, в бывшей слободке Трестянка в 1669 году родился выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий. Фамилию Магницкий осташу Леонтию Теляшину дал сам Пётр I.

Начальные шаги к наукам рыбацкий мальчишка сделал еще в Осташкове. По отзывам современников, «в малых летах он прославился тем, что, сам научившись чтению и письму, был страшный охотник читать и разбирать мудрёное и трудное». Крестьяне слободы однажды послали его с рыбным обозом в московский Иосифо-Волоколамский монастырь. Там, узнав способностях мальчика, оставили его. Прожив в монастыре несколько лет, он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, но математика в то время в академии не преподавалась, и молодой осташ сам осваивал её сверх программы, научившись читать по-голландски, по-немецки, по-итальянски. Благодаря этим знаниям он и стал известен Петру I.

В 1701 году в Москве открылось первое специальное учебное заведение России – Математико-навигацкая школа. Преподавателем в неё вместе с английскими и голландскими профессорами был приглашен 32-летний Леонтий Магницкий. Школа-то открылась, но учебников ещё не было, и написать первый учебник математики Пётр I поручил не иноземным профессорам, а Леонтию Магницкому. Знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» была написана за два года и напечатана в 1703 году тиражом 2400 экземпляров. Учебник стал основой преподавания точных наук в Математико-навигацкой школе, а также в открывшейся позднее в Петербурге Морской академии. На этой книге были воспитаны многие тысячи русских людей, и среди них – Михаил Ломоносов, который в котомке пронёс «Арифметику» Магницкого от Архангельска до Москвы и потом хранил её до самой смерти.


Нилова Пустынь


Почти 500 лет назад на остров Столобный пришел монах-отшельник по имени Нил. Отшельник прожил здесь 23 года, ни ночью, ни днём не прерывая молитвы о спасении Мира. Он не позволял себе спать, не садился и не ложился, отдыхал, опираясь на костыли, вбитые в стену. Перед самой своей смертью привиделось Нилу, будто летит он над озером и видит свой остров, а на острове – Белый Город. Вот он, стоит перед вами – удивительный город из его видения.

Основанная в XVI веке, Нилова пустынь – ровесница двух других известных монастырей: Соловков в Белом море и Иверской обители на Валдайском озере. Кто бывал на Белом море и на Валдае, а теперь приехал на Селигер, поймет, как неодинаково выглядят эти старинные монастыри и как по-разному сложились их судьбы. Древними и суровыми выглядят Соловки – монастырь крамолы, старообрядчества. В Иверском, построенном патриархом Никоном, нет такой мрачности. Замшелой, седой, деревянной была бы Нилова пустынь, но время не сохранило этих изначальных построек. Перед нами – нарядный, богатый монастырь-щёголь. Слово «пустынь» уже не очень идёт этому каменному городу с высокими куполами и готикой архиерейских келий.

Можно подняться по широкой лестнице и через Святые ворота войти в двухэтажный монастырский двор, в центре которого возвышается громада пятикупольного Богоявленского собора, окружённого портиками с массивными белыми колоннами. Эти колонны прежде всего бросаются в глаза и властно господствуют над всем окружающим. Собор построен в 1821–1833 годах по проекту петербургского архитектора Шарлемана и мог бы стоять не здесь, на озере, а на Невском проспекте.


Рыбаки Селигера


Рыболовство на Селигере существует с незапамятных времен. Осташковские сети, лодки, кожаные рыбацкие сапоги «осташи» с длинными голенищами, рыбацкие фартуки, рукавицы и ножи не имели себе равных. Ими торговали в Новгороде, Пскове, Нарве, на Волге и в Сибири, на Каспии и на Балтике, а также в Швеции, Норвегии, Англии и Канаде. Драматург Александр Островский, будучи в 1856 году в Осташкове, записывает в своём дневнике:

Здешние жители — первые рыбаки России. На берегу – вся увешанная сетями деревня, через пролив тянется непрерывная цепь мереж. Безгранично протянулось синее озеро со своими островками, вдали колокольни и дома почти утонувшего в воде Осташкова и на горизонте – окружённые водой белые стены обители Нила преподобного.

Селигерская рыба развозилась в Петербург, Москву, Тверь, Ржев и другие города, а местного судака доставляли к царскому столу. Рыбакам Селигера не раз доводилось представлять Россию за рубежом. В 1724 году шведский король Фредерик I через нашего посла в Стокгольме графа М.П. Бестужева высказал просьбу пригласить на службу лучших русских рыбаков для обучения шведов рыбному промыслу. И Коллегия иностранных дел постановила послать в Швецию рыбаков с Селигера. Среди них нам известно имя Архипа Завалихина, который привез из Стокгольма королевский подарок за свое рыбацкое искусство – пятипудовый медный колокол. Кстати, полвека спустя Екатерина Великая селигерских рыбаков в Астрахань для тех же целей посылала.


Игнач-крест

В Калининском и Осташковском краеведческих музеях среди других древних реликвий можно увидеть массивные каменные кресты – свидетели того, как упорно пробивались новгородцы на Днепр и Волгу, главные реки, куда сходилась вся Русь. Один из самых знаменитых памятников Древней Руси – так называемый Игнач-крест. О его существовании напоминают летописи, называющие его местом, до которого дошли полчища Батыя в своем движении на Новгород, и от которого неожиданно повернули обратно. Этому предшествовала длительная осада Рязани, Коломны, Москвы и Владимира. Затем войско Батыя двинулось на запад и северо-запад. Кочевники быстро продвигались в глубь страны, оставляя после себя горе, смерть и пепелища. Пали Переяславль, Юрьев, Дмитров и Тверь. Так татары дошли до южного форпоста новгородской земли – Торжка и 5 марта 1238 года взяли город. Награбленное имущество и оставшихся в живых жителей отправили в Золотую Орду, Торжок сравняли с землёй. Путь к Великому Новгороду был открыт. Сюда и устремились основные силы Батыя. Они прошли Селигерским путём около 200 километров, но остановились у реки Полометь. Новгородская летопись повествует:

Ганяшася оканьнии безбожници от Торжку Серегерьскым путем, а все люди секуще акы траву, за 100 верст до Новагорода. И они безбожници въспятишася у Игнача креста.

Итак, ордынское войско остановилось у Игнач-креста. До Новгорода оставалось всего 100 вёрст, однако степняки внезапно развернули своих боевых коней и 18 марта 1238 года отступили на юг. Исход врага с территории Валдая имел огромное историческое значение. Новгородская земля была избавлена от татаро-монгольского ига. Что же произошло здесь 800 лет назад? Почему хан развернул своё могучее войско и повёл его обратно? Из источников того времени известно, что боя в этом месте не было:

И поиде к Великому Новуграду, и за 100 верст не доходя возвратися, нападе на него страх. Глаголют, яко Михаила Архангела увиде с оружием путь ему возбраняюще.

Эти фрагменты летописей породили среди историков немало споров о местоположении Игнач-креста, который, к сожалению, до наших времён не сохранился. В итоге крест был восстановлен сразу в двух местах: в Валдайском районе Новгородской области вблизи реки Полометь и рядом с деревней Игнашовка в Осташковском районе Тверской области. От Игнашовки до Новгорода – 213 километров, то есть как раз 100 больших летописных верст. Вполне вероятно, здесь и стоял исторический Игнач-крест. Надпись на мемориальной плите, выбитая в 2006 году, гласит:

ИГНАЧ-КРЕСТ
СИМВОЛ НЕПОКОРЁННОГО РУССКОГО ДУХА
Дальше этого места не продвинулось нашествие Золотой Орды
Здесь русские воины били литовцев и шведов
Здесь проходил рубеж обороны Родины в годы Великой Отечественной войны

Фотографии: Wikimedia Commons

Туры на Селигер

Скоро в продаже

Отзывы о статье

Отзывы о статье


Оставьте свой отзыв