Туры в Медвежьегорск в 2024-2025 годах
Медвежьегорск, один из промышленных центров Карелии, расположен на северо-западной оконечности Онежского озера, в устьях рек Кумсы и Вички. С трех сторон его окружают живописные скалы и холмы, покрытые хвойными лесами. История Медвежьегорска – это история местных заводов. До 1710 г. здесь работал Вичковский «железодеятельный» завод, заложенный Петром I в 1703 году. Однако, началом истории города считается сооружение на реке Кумсе в 1792–1794 гг. лесопильного завода, хозяином которого был промышленник Захарьев. От завода остались одни опилки, но сохранился деревянный двухэтажный дом потомков Захарьева (1900г). Второй толчок возникновению будущего города дало строительство Мурманской железной дороги в период Первой мировой войны. В 1915 г. на берегу Онежского озера соорудили пристань, чтобы водным путем доставлять продовольствие, оборудование и военнопленных. У пристани появились первые домики, склады, временное паровозное депо. Годом позже по проекту инженера Габбе возвели вокзал в виде голландской церкви, сохранившийся до наших дней. До сих пор неизвестно, почему станцию назвали Медвежьей Горой, но по этому поводу существует легенда. В начале XX в. здесь не было города, кругом на сотни верст простирался лес. Лишь на высокой горе стоял дом Захарьева, да внизу, где на порогах пенились воды реки Кумсы, работали пилорамы. К реке часто подходили медведи. Однажды местные мужики поймали медвежонка и подарили его хозяину. Медвежонок стал любимцем семейства, но с годами его забавы становились все опаснее. Однажды медведь, разыгравшись, сильно помял рабочего, и зверя застрелили. Похоронили его на вершине песчаной горы с небывалыми почестями. Спустя несколько лет в эти края пришли строители железной дороги. Начальник строительства, поселившийся у Захарьевых, услышал историю о ручном медведе и назвал новую станцию Медвежьей Горой.
В1933 г. поселок Медвежья Гора был преобразован в поселок городского типа. В его развитии сыграл свою роль и Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море и Онежское озеро. С началом его сооружения поселок превратился в огромный пересыльный пункт для заключенных. Именно их усилиями канал был построен за рекордно короткий срок – 20 месяцев и торжественно открыт 2 августа 1933 г. В годы Второй мировой войны город находился в оккупации и был освобожден 23 июня 1944 г. подразделениями 313-й стрелковой дивизии. Это были тяжелые бои, особенно на территории укрепрайона в районе Лысой горы, остатки которого сохранились до сих пор и представляют собой целую систему уникальных военно-инженерных сооружений. Все господствующие высоты, окаймляющие Медвежьегорск с трех сторон, были превращены в сильные опорные пункты с многочисленными огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. После освобождения города часть укреплений была взорвана, инженерное оборудование демонтировано, но и сейчас частично разрушенный укрепрайон впечатляет своими масштабами и нетрадиционными приемами строительства. Вырубленные в скалах и забетонированные 2-х и 3-х этажные доты, ангары для техники, помещения для личного состава и тому подобные сооружения сообщаются друг с другом траншеями. Наружу выходят лишь бронированные колпаки с отверстиями для наблюдения и стрельбы. Территория оборонного комплекса активно посещается как российскими, так и финскими туристами. Специалисты Медвежьегорского городского музея проводят экскурсии по сохранившимся объектам и знакомят с военной историей города в экспозиции музея.