В истории отечественной культуры Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы (в 1924 году переименованы в Пушкинские Горы) известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Годы ссылки (1824-1826) стали важным этапом в творческой биографии поэта, они способствовали становлению Пушкина как русского национального поэта. В 1899, в 100-летнюю годовщину со дня рождения поэта, Михайловское было выкуплено у его в государственную собственность. В обращении общественности России на Высочайшее Имя о Михайловском говорилось как о «национальной святыне».
В 1911 в пушкинской усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти поэта. Он стал первым музеем-усадьбой, находившимся в мемориальном пространстве. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское, Тригорское и могила А.С. Пушкина были объявлены заповедными. В 1933 музей-заповедник перешёл в ведение Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР. В 1936 значительно увеличилась территория Пушкинского Заповедника. В неё вошли городища Воронич, Савкино с деревней, Петровское и вся территория Святогорского монастыря.
В 1937 году к столетию со дня гибели А.С. Пушкина был восстановлен дом-музей поэта в Михайловском. Началось комплектование музейных фондов. Впереди предстояла большая работа по восстановлению других музейных усадеб Пушкинского заповедника.
Во время Великой Отечественной войны, 12 июля 1941, территория музея-заповедника была оккупирована немецко-фашистскими войсками. К июлю 1944 года все музейные строения, экспозиции, парки, сады, пруды, луга, рощи — всё, что составляло материальную, сущую основу музея-заповедника, было обезображено или уничтожено.
Огромен вклад Пушкинского Дома АН СССР в восстановление Пушкинского Заповедника из руин в первые послевоенные годы. В 1947—1949 годах восстановлены Михайловское и Святогорский монастырь, в 1962 году — имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф Тригорское, в 1977 году — имение предков поэта, Ганнибалов, Петровское. В 1992 году Святогорский монастырь передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской православной церкви, возрождён мужской монастырь.
В феврале 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации Пушкинскому Заповеднику был придан новый статус, что отражено в его новом названии — Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Территория музея-заповедника увеличилась, теперь она составляет 9 800 гектаров. В декабре 1995 года музей-заповедник был включен в Свод особо ценных памятников культурного наследия народов Российской Федерации.В 1995—2001 годах в связи с подготовкой к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина проведены реставрационно-восстановительные работы в усадьбах Тригорское, Михайловское и Петровское, на территории Святогорского монастыря укреплен могильный холм, на котором находятся некрополь Ганнибалов-Пушкиных и Успенский собор.
Сегодня собрание музейного фонда Пушкинского заповедника составляет свыше 37 000 единиц хранения, среди которых семейные реликвии рода Пушкиных, мемориальные вещи, принадлежавшие Пушкину, его близкому окружению. Коллекция содержит собрания живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографий и фотонегативов, редкой книги, икон, нумизматики, оружия.
В заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» находятся:
- могила А.С. Пушкина и некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском Свято-Успенском монастыре;
- усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и принадлежащие им мемориальные парки;
- городища Велье, Воронич, Врев, Савкино (Савкина Горка);
- озёра Белогуль, Велье, Кучане, Маленец, Чёрное;
- пойменные луга реки Сороти;
- музей «Мельница в деревне Бугрово»;
- ансамбль-памятник Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь, XVI—XIX вв.;
- научно-культурный центр Пушкинского заповедника в поселке Пушкинские Горы;
- имения родственников, друзей и соседей поэта — Воскресенское, Голубово, Дериглазово, Лысая Гора;
- историческая часть купеческого села Велье, XIV—XX вв.
Усадьба Михайловское
На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы!», и кончая глубоко прочувствованными стихами «Вновь я посетил», написанными незадолго до гибели, пронёс Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег».
В июне 1825 года, в пору ссылки, Пушкин писал из Михайловского Петру Вяземскому: «Я предпринял такой литературный подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию!» Это было сказано по поводу работы над «Борисом Годуновым». Но литературным подвигом можно назвать весь михайловский период творчества Пушкина. Это был действительно подвиг, сделавший его глубоко национальным поэтом, родоначальником новой литературы, основоположником современного русского литературного языка. Здесь он создал драму «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», деревенские главы «Евгения Онегина»; такие шедевры лирики, как «Я помню чудное мгновенье», «Андрей Шенье», «Сожжённое письмо», «Талисман», «Зимний вечер», «Признание» и многие другие, в общей сложности — более ста произведений.
Благотворное общение с местными крестьянами, с родной природой, бережное и вдумчивое восприятие устного народного творчества, глубокое знание деревенской помещичьей и крестьянской жизни помогали Пушкину находить здесь новые поэтические образы, темы и сюжеты. Произведения, родившиеся в псковской деревне, с полным основанием можно назвать своеобразным поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.
Михайловское входило в состав земель, пожалованных Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верное служение Отечеству. После его смерти (в 1781 году) эти земли были поделены между его тремя сыновьями. Одному из них, Осипу Абрамовичу, досталась по раздельному акту «деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское с деревнями». Выйдя с военной службы в отставку, Осип Абрамович последние годы своей жизни провёл почти безвыездно в Михайловском, где в конце 18 века и создал усадьбу: построил барский дом, хозяйственные службы, разбил парк.
Мать поэта Надежда Осиповна, ставшая с 1818 года владелицей Михайловского, часто приезжала сюда в последующие годы со своей семьей, чтобы провести здесь летние месяцы. Здесь же в конце лета 1824 года Пушкины встретили своего сына Александра, приехавшего из Одессы в «далёкий северный уезд» отбывать по распоряжению властей ссылку.
Долгое время, с 1866 по 1899 год в Михайловском жил младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. Обветшавший к моменту его приезда дом он продал на слом, построив новый на прежнем фундаменте. Впоследствии дом дважды горел, но каждый раз восстанавливался.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты уничтожили усадебные постройки Михайловского, похитили музейные ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках. После окончания войны были приняты все меры, чтобы вернуть Пушкинский заповедник к жизни.
Уже в 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения поэта, он был в основном восстановлен, тогда же открыл свои двери возрождённый Дом-музей А.С.Пушкина. В шести комнатах музея — передней, комнате няни, комнате родителей, гостиной, столовой и кабинете поэта — экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Пушкина в Михайловском, о произведениях, созданных им в псковской деревне. В кабинете хранятся и подлинные вещи поэта, в нём воспроизведена обстановка, которая была здесь при его жизни в период михайловской ссылки. Восстановлена система прудов, Пушкинский грот, проведены огромные работы по очистке озера Маленец.
Работы по реконструкции и благоустройству продолжаются и в настоящее время. Михайловское, как и другие музейные объекты Пушкинского заповедника, стало крупнейшим учреждением по пропаганде творческого наследия великого поэта. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом получили Пушкинские праздники поэзии, проводимые с 1967 года ежегодно в Михайловском в первое воскресенье июня. Сюда, в заповедные места, в старинные парки и музеи, «в гости к Пушкину», ежегодно приходят сотни тысяч почитателей его гения.
Усадьба Петровское
Само название вотчины — Петровское — открывает богатейший исторический пласт. Рядом с деревенькой Кучане, которая в писцовых книгах 16 века упоминается как Кучанская, возродилось родовое имение предков А.С.Пушкина. Оно было подарено прадеду поэта, выходцу из Африки, крестнику, воспитаннику и сподвижнику Петра I, Абраму Петровичу Ганнибалу, и названо им в честь своего великого благодетеля.
Четверо сыновей Абрама Петровича — все участники славных побед Екатерининской эпохи: генерал-аншеф Иван Абрамович, генерал-майор Пётр Абрамович, волею судьбы ставший долгожителем и хранителем реликвий славного род, храбрыми воинами показали себя и младшие братья — Осип, дед Пушкина и Исаак.
История Абрама Ганнибала и его сыновей всегда интересовала Пушкина. В годы Михайловской ссылки поэт начинает обдумывать возможности художественного воплощения образа Ганнибала. В 1825 году в примечаниях к первому изданию первой главы романа «Евгений Онегин» Пушкин приводит биографическую справку о своём прадеде, обещая издать полную его биографию. К, сожалению, роман «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в конце лета 1827 года в Михайловском, остался незаконченным.
После кончины Абрама Петровича (в 1781 году) Петровское унаследовал его сын Пётр Абрамович — двоюродный дед Пушкина. Это был единственный из детей царского арапа, с которым поэт поддерживал живые связи. Пётр Абрамович скончался в июне 1826 года, пережив братьев своих и сестер более чем на 20 лет. От него Пушкин получил интереснейшие документы, касающиеся родословной Ганнибалов. С 1822 по 1839 годы в Петровском жил сын Петра Абрамовича, Вениамин Петрович. Он был образованным человеком: агроном, большой поклонник поэзии.
После кончины Вениамина Ганнибала имение перешло к неким Княжевичам, которые, хотя и не имели никакого отношения ни к Ганнибалам, ни к Пушкиным, не перестроили дом, а сохранили его таким, каким его видел поэт.
В смутную пору гражданской войны в 1918 году имение, как и многие другие дворянские усадьбы, было сожжено. В сентябре 1969 года Совет Министров РСФСР вынес постановление о восстановлении дома Ганнибалов, и через восемь лет распахнулись двери дома-музея. Музейная экспозиция позволяет получить информацию о жизни и деятельности Ганнибалов трёх поколений. Предки для Пушкина были отнюдь не экзотикой, а приобщением к «веку минувшему», обозначившему новое направление всей русской истории. Как писал сам Пушкин:
По смерти Петра движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного.
И в этом «движении» Ганнибалы сыграли значительную роль.
Одной из главных комнат дворянского жилища в 18—19 веках обычно являлся кабинет хозяина дома — место занятий, деловых приемов и отдыха, и в музее воссозданы кабинеты, посвящённые: Абраму Петровичу, Петру Абрамовичу и Вениамину Абрамовичу. В экспозиции представлены книги Абрама Ганнибала: остатки некогда богатой библиотеки, которую современники называли «прекрасной». Личные вещи Ганнибалов: икона «Спас Нерукотворный» 18 века; печатка, на сердоликовой нарезке которой явствует оттиск гербового знака основателя рода Ганнибалов; шкатулка для чая; фарфоровая вазочка; а так же рукописи, миниатюры, гравюры и многое другое.
О каждом из таких экспонатов — рассказ особый. Вот, например, старинная литография Н. Лермессена «Битва при Лесной». На переднем плане — штаб русских войск во главе с Петром. Среди воинов в правом нижнем углу стоит довольно рослый подросток со смуглым лицом, в мундире преображенца, но в восточном тюрбане. Это барабанщик — Абрам Петров, будущий генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал. Невольно приходят на память слова Пушкина (в письме к брату, 1825): «Присоветуй Рылееву в новой его поэме поместить в свите Петра I нашего дедушку. Его арапская рожа произведет странное действие на всю картину Полтавской битвы».
Великолепным обрамлением возрожденного усадебного дома предстает старинный парк, хорошо сохранившийся, с характерными чертами стиля Петровской эпохи. В летнюю пору, когда распахнуты настежь все три двери парадной залы дома-музея, суровые лики Петра Великого и его крестника Абрама Ганнибала смотрят сквозь тучную зелень сада на водную стихию. Центральная аллея парка выводит к озерной глади, в дальнейшей перспективе которой проглядывается «поэта дом опальный» — Михайловское.
Усадьба Тригорское
Огромное значение в творчестве поэта имеет Тригорское. Пушкин очень любил это место и был там частым и желанным гостем. Многие стихотворения, написанные поэтом, посвящены его знакомым в Тригорском, многие образы, характеры, сама природа взяты отсюда.
Дорога из Михайловского в этот заповедный уголок идет через поля. Издалека видны три холма, от них и название поместья. На первом холме стоит деревня Вороничи. Второй холм — это могучее, древнее городище Воронич, земляное укрепление, остаток старинной крепости. На третьем холме расположены усадьба и парк Тригорского.
Пушкин назвал это место «Тригорский замок», хотя на замок барский дом походил меньше всего. Он был приземистый, одноэтажный, очень простой, обшитый тёсом. Снаружи дом напоминал не то манеж, не то сарай, и насчитывал десять комнат. Одну занимала владелица, а в других размещались столовая, гостиная, спальни, кабинет и библиотека. Комнаты были удобные, везде царили чистота и порядок.
Хозяйкой дома была Прасковья Александровна Осипова-Вульф. У Пушкина с этой своенравной женщиной были хорошие отношения, но дружил он со своим ровесником Алексеем Вульфом. Они быстро сошлись. В то время Александр Сергеевич был в ссылке и приезжал в Тригорское унять скуку, а Алексей Вульф был хорошим собеседником. Они играли в шахматы, спорили, упражнялись в стрельбе из пистолетов.
В доме была большая библиотека, и Пушкин с интересом просматривал многочисленные книги по истории России, сочинения по физике и химии, словари, творения Ломоносова. В этой библиотеке он находил для себя очень много ценного.
То, что видел Пушкин в Тригорском, он использовал в своих произведениях. Помещичий дом, его уклад, привычки, уездное общество, его посещавшее — всё это давало богатый материал для наблюдений, для творчества. Можно смело утверждать, что Пушкин рисовал быт семейства Лариных (в «Евгении Онегине») с быта Тригорского. А тригорские барышни считали, что они и есть прототипы Татьяны и Ольги.
Для описания сада Лариных Пушкин использует великолепный тригорский парк, светлый, просторный, радостный. В нём были укромные беседки, тенистые аллеи, открытые полянки, ручей, пруды, мостики. Здесь же находится и «скамья Онегина», которая так называлась уже в семье Осиповых-Вульф. Обитателям Тригорского казалось, что именно сюда убежала Татьяна, услышав приближение Онегина, здесь на скамье ждала она решения своей судьбы.
На опушке парка, среди поляны, широко раскинув узловатые ветви, стоит одинокий могучий дуб — «дуб уединенный», как называют его с давних пор. Свыше трёхсот лет этому «патриарху лесов». Он был любимцем Пушкина, ему посвящены несколько стихотворений. Возможно, этот дуб Александр Сергеевич держал в своей памяти и когда писал вступление к поэме «Руслан и Людмила».
Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь
Святогорский Успенский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году, после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Явление эти отмечены Псковской летописью под 1566 годом.
Монастырь окружён старинной каменной оградой. Две лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. Святогорская обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, был и пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича.
Судьба обители значительно переменилась, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (в 1764 году), по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну.
С 19 века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил, сюда же он заходил в моменты творческих исканий. Работая над драмой «Борис Годунов», автор стремился к предельной исторической правдивости в изображении своих героев, и достигал этого путем изучения летописей, «Истории государства Российского» и местных источников. Пользовался архивом и библиотекой, в которой хранилась летопись монастыря. В ней, в частности, имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы на Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.
Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, рассказы странников о давно минувших событиях, — «преданьях старины глубокой», — нашли отображение в образах героев «Бориса Годунова».
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал (1806), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать его Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в 1819 году, похоронен, видимо, в Успенском соборе.
Последним земным приютом Пушкина тоже стал Святогорский монастырь. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены в присутствии А.И. Тургенева и двух барышень из Тригорского — Екатерины и Марии Осиповых. Спустя четыре года на могиле поэта был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина.
Фотографии: Pixabay, Wikimedia Commons.
Отзывы о статье