Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из достопримечательностей Прибайкалья.
17 мая 1891 г. Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, повелев «ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Строительство КБЖД началось в конце 1899 года, причём сроки строительства дороги были беспрецедентными — железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока. В значительной степени этому способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке. Рабочее движение поездов по маршруту Кругобайкальской железной дороги началось 18 сентября (1 октября) 1904 года, а 16 (29) октября 1905 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию.
По количеству разного рода работ, приходящихся на один километр пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все рельсовые пути в мире. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла всего 40—50 см. По вольному найму работали специалисты из Италии и Албании, использовавшие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме. На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ по объему, равному объему работ на строительстве Суэцкого канала.
Для Кругобайкальской железной дороги были разработаны специальные технические условия. Предусматривалось значительное (в сравнении с остальными участками Великого Сибирского пути) усиление дороги: более тяжёлые рельсы, только полномерные шпалы, увеличение числа шпал на каждой версте пути. На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей. По объёму, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России.
До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — так как по стоимости работ она превзошла все дороги в России. Название Золотой пряжки закрепилось за КБЖД ещё и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.
До 1905 года поезда ходили до ст. Байкал, переправлялись на ледоколе-пароме до ст. Мысовая, а от нее продолжали следовать на восток. Для железнодорожной паромной переправы через Байкал использовались специально изготовленные в Англии ледоколы «Байкал» и «Ангара». На озеро их доставили в разобранном виде и собрали в пос. Листвянка. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги они ежедневно совершали по два рейса между пристанями «порт Байкал» и «станция Мысовая».
Ледокол-паром «Байкал» считался по своим размерам и грузоподъемности вторым в мире. В августе 1918 г. он был расстрелян из пушек белочехами и затонул у ст. Мысовая. Ледокол «Ангара» сейчас восстановлен, и в нем развернута экспозиция об истории судоходства на Байкале. Ледокол стоит в заливе Иркутского водохранилища у берега микрорайона Солнечный.
Длина магистрали в окончательном её виде от станции Байкал до Мысовой составила 260 км. С вводом в строй КБЖД маршрут Транссибирской магистрали вокруг Байкала был полностью замкнут, по линии пошли грузы, пассажирские вагоны. Первоначально дорога была построена в одной колее. В 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.
В ходе революционных событий 1917 года и последующей гражданской войны КБЖД была ареной активных боёв, свидетельством чему являются братские могилы жертв тех событий. Киркидайский тоннель был взорван 23 июля 1918 года красноармейцами, отступавшими под натиском белочехов. Позже тоннель был восстановлен, но движение на дороге отсутствовало почти 20 дней.
В 1930—1950-е годы на Кругобайкалке активно развивались населённые пункты, строились новые жилые дома, казармы для военнослужащих, электростанции и пр.
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка от Иркутска до Байкала новая дорога прошла по долинам р. Иркут и р. Олха до ст. Слюдянка. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово, Байкал) и один разъезд.
На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.
КБЖД — это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба, но и неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона. В конце 70-х годов Кругобайкальская дорога получила статус историко-архитектурного памятника и была взята под охрану государством. Сегодня туристы могут увидеть хорошо сохранившиеся порталы и своды тоннелей, выполненных из тёсаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки и сохранившиеся деревянные строения начала века. До сих пор остаются загадкой орнаменты на нескольких порталах, выложенные, вероятно, итальянскими мастерами. Попасть на КБЖД можно пешком, на катере или дрезине, поэтому она стала настоящей Меккой для туристов.
Фотографии: Wikimedia Commons.
Отзывы о статье