Южная КарелияКарелия, край бесчисленных голубых озёр. Действительно, озёр здесь очень много, даже больше чем в Финляндии, которую издавна именуют «Страной тысячи озер» (на самом деле, их  60 тысяч). Крупнее, чем Ладожское и Онежское, в Европе озер нет. Ладога, питающие ее реки Волхов и Свирь, а также Нева в старинных летописях упоминаются как важнейшие водные артерии Древней Руси. Наши пращуры, на ладьях добиравшиеся отсюда к Черному морю, называли этот путь «из варяг в греки». Три острова, три оплота православной веры прочно стоят на внешних рубежах Карелии, защищая мир и покой в сердцах северян, – Валаам на западе, Соловки на севере и Кижи на юге. Валаамский монастырь на Ладожском озере называют духовной крепостью России, молитвенником перед Господом за весь православный народ. Культурные памятники Валаама – архитектурные ансамбли, рукотворные сады, инженерные сооружения, древний некрополь – соседствуют с величественной природой острова. На острове Кижи в Онежском озере расположен крупнейший в России архитектурный ансамбль деревянного зодчества – знаменитый Кижский погост. Сегодня Кижи это не только музей народной архитектуры под открытым небом. Вновь зазвучали колокола на кижских звонницах, в древних храмах возобновлены богослужения. И, наконец, Соловецкие острова, исторически связанные с Карелией, расположенные в Белом море у ее северных границ. В 15 веке здесь был основан Соловецкий монастырь, сыгравший выдающуюся роль в освоении Русского Севера и ставший одним из крупнейших духовных и культурных центров России. В его ансамбль входят уникальные археологические комплексы дохристианского периода, грандиозный Кремль, белокаменные храмы, сеть рукотворных каналов между островными озерами, старинный ботанический сад.

Слово «карел» в переводе означает «пастух», однако сельским хозяйством на морозном севере республики занимается лишь небольшая часть населения. Причина проста - угодья занимают в этих краях гораздо меньше места, чем скалы. Не случайно одно из бесценных природных богатств Карелии – камень. Строения из карельского гранита, диабаза и мрамора стоят во многих городах России и мира. Карельским гранитом одеты берега Невы, десять фигур атлантов поддерживают портик Эрмитажа. Статуи сделаны из красивейшего сердобольского гранита, который стал пьедесталом и для памятника Пушкину в Москве. Карельский камень украшает Исаакиевский собор, здание Русского музея, Гатчинский дворец, здание Госдумы, храм Христа Спасителя и Кремль. Малиновый кварцит карельских скал – у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата, рядом с которой стоят стелы городов-героев, выполненные из этого же камня. Розовый мрамор из месторождения у деревни Шокша украшает гробницу Наполеона в Париже. Фасады Зимнего дворца и Собора Казанской Божьей матери в Санкт-Петербурге, Чесменская колонна в Царском Селе и Дворец Республики в Берлине – все это мрамор из карельских месторождений! Без малого 15 млн гектаров, более половины всей территории республики занимает лес, крупнейший источник кислорода в Европе. Почти на 90% он состоит из сосновых и еловых боров. Карельская сосна обладает особой энергией и очень ценится в деревянном домостроении. Поднявшаяся на камнях и набравшая силу в суровом климате, карельская сосна обретает особую твердость и имеет плотную мелкослойную структуру, а цвет древесины напоминает насыщенный янтарь. Стены дома, построенного из сосны, сохраняют ее удивительные свойства. Даже в пасмурную погоду будет казаться, что Ваш дом хранит частичку солнца и тепла. Одним из символов Карелии, безусловно, является карельская береза. Мировую известность это дерево получило благодаря богатой палитре золотистых оттенков и причудливой текстуре, рисунком напоминающей мрамор. Карельская береза - большая редкость, ее древесина издавна ценится «на вес золота». В международной торговле ее измеряют не кубометрами, а килограммами...

Карелы

Карелы принадлежат к прибалтийско-финской подгруппе народов, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижора и водь. К 9-10 векам главными этническими образованиями к северу от славянских земель были чудь и весь (прародители вепсов). С 12 века известна народность корела, которая возникла на землях Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Упоминания о древних карелах достаточно часты в скандинавских рукописях, исландских сагах, шведских хрониках, и везде карелы выступают как конкуренты в освоении северных регионов, пограничных с Норвегией. Формирование в северо-западном Приладожье легендарного государства Корела на долгое время вообще лишило западных соседей возможности захвата приладожских земель. Происходило постепенное сближение культур веси, карел и коренного населения здешних мест. Карелы весьма рано были втянуты в круг влияния православной русской культуры и приняли крещение в 1227 году. Войдя в состав Новгородского, а затем Российского государства, они так или иначе оказывались вовлеченными в ход политической и экономической жизни России. Шведы нападали на карельскую землю вплоть до начала 19 века. Период же Смутного времени, когда атаковали и шведы, и польско-литовские войска, был особенно трудным. По Столбовскому мирному договору 1617 года побережье Финского залива и Корельский уезд отошли к Швеции. Началась массовая миграция населения. Большая часть мигрантов из Корелы осела на территориях Заонежских погостов, смешавшись с местным населением. Именно в это время на широкой полосе между Онежским и Ладожским озерами возникают самостоятельные этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков. На протяжении многих веков складывался и карельский язык, в котором постепенно сформировалось три диалекта: собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), людиковский (южная часть) и ливвиковский (юго-западная часть), на котором говорят олонецкие карелы.

Все этнографы замечали в карелах следующие черты: чистокровные карелы – это, как правило, люди со светлыми мягкими волосами, светло-голубыми или серыми глазами. Цвет лица розоватый. У мужчин усы всегда светлее бороды. Карел - хорошего среднего роста, фигура плотная, коренастая, лицо всегда производит симпатичное впечатление. Финский тип карела сгладился в некоторой степени славянской округлостью лица и большей подвижностью. Характер тихий, ровный, мягкий, миролюбивый. Карел любит тишину и спокойствие, доверчив и гостеприимен. В этом и сейчас можно убедиться в любой из деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Не напоить гостя чаем считалось и считается позором. Карел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует. Свои дома карелы никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом. Метла или палка, приставленная к двери – знак, что хозяев нет дома. Еще одна черта, присущая карелам – трудолюбие. В карельских сказках вы не найдете героя, подобного русскому Емеле, живущего «по щучьему велению». Карел привык полагаться только на себя: «Как поработаю – так и жить буду». На Олонецкой равнине жилось полегче – здесь многое можно вырастить, но все равно вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера. Основу питания карелов составляли мучные и крупяные изделия. До настоящего времени здесь продолжают печь пироги с начинкой из овощей, грибов и ягод. Любимый пирог – рыбник, в который целиком или большими кусками запекается рыба. Из кислого теста пекут колобки, из пресного – калитки (kalitat) и сочни (sulcinat) с начинкой из пшенной или ячменной каши, а также оладьи и блины. В прошлом каши были ритуальными блюдами. Так, жидкая ячменная каша на молоке ставилась в горшке на свадебный стол. Когда её съедали, горшок разбивали. На зиму засаливали грибы-волнушки, трубчатые грибы сушили и использовали для приготовления супов. В больших количествах заготавливали бруснику и клюкву. Морошку, чернику и другие ягоды собирали для варки варенья и киселя. Овсяный и ягодный кисели – обязательное блюдо на свадьбе и на поминках. Традиционно большое место в рационе занимала пресноводная рыба. Из свежей, сушеной и соленой рыбы готовили различные похлебки. Употребляли в пищу рыбу, вареную в молоке, запеченную в сметане. Напитками служили репный квас и чай. Ритуальный напиток – пиво. Карел очень религиозен, до суеверия религиозен, хотя редко знает какую-нибудь молитву. Вся молитва его состоит из слов: «Господи, помилуй!», и в эти слова он вкладывает все, что просит у Бога. Самый популярный святой – Никола Угодник. Почти в каждой деревне есть если не церковь, то часовня, а кресты стоят везде: на перепутье, вблизи дороги, на берегу озера или реки, в глухом лесу, даже в поле. Однако, приняв христианство, карел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времен язычества. И его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или иного духа лишним словом, сказанным в недобрый час. Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов, боясь накликать на себя беду.

Старая Ладога

Старая ЛадогаНаправляясь в Карелию, невозможно миновать это замечательное место. Старая Ладога, небольшая деревенька, некогда была одним из десяти крупнейших русских городов. До начала 17 века Старая Ладога именовалась просто Ладогой и была важнейшим политическим, торговым и экономическим центром Древней Руси. Расположение поселения не случайно. Возникло оно перед самыми сложными порогами Волхова. А в те далекие времена (8 век!) Волхов был важнейшей частью варяжских торговых путей, соединявший два озера: Ильмень и Ладожское. Купцы из разных стран, двигаясь в Византию и обратно, везли через Ладогу оружие, меха, украшения, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. На восток везли меха, воск, лен, на север шел поток украшений и высокопробного серебра, которого не хватало в Европе. Товары грузились на многочисленные суда, и ладожские лоцманы проводили ладьи через волховские пороги. Наступил 862 год. В «Повести временных лет» говорится о том, что в этот год в Ладогу был приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной. Город стал политическим центром Древней Руси. Первые деревянные крепости были построены в Ладоге еще в 8 веке. В 882 году Олег (Вещий) ставит каменную крепость, разрушенную норвежским ярлом Эриком в 997 г. В 1144 году здесь начинают строительство каменного кремля и, как выяснилось, очень своевременно. Через 20 лет сюда приплыли шведы на 55 судах. Местные жители сожгли свои дома и укрылись под защитой кремля. Интересный факт: не только каменная стена высилась над речным обрывом, но и сам обрыв был облицован камнем! Поэтому снизу, от реки, стены казались огромной, недосягаемой высоты. После неудачи при штурме шведы отправились восвояси, однако их настигли пришедшие на помощь новгородцы... Крепость и позже не раз выполняла свою задачу – оборонять северные рубежи страны. На ее боевой истории следует остановиться особо: ни одна крепость на территории Руси не была атакована столько раз! Хронология многих (но далеко не всех) штурмов известна. Ладогу атаковали викинги в 997 году, финны – в 1105, 1142, 1149 гг., шведы – в 1164, 1313, 1338, 1610, 1611 гг., литовский князь Довмонт – в 1262 году. И что уж совсем удивительно - 15 августа 1610 года ее осадили французские мушкетеры под командованием Пьера де Лавиля  (мушкетеры тогда крепость взяли, правда, хитростью). В 1701 году Ладога выдержала последнюю в ее истории шведскую осаду и после окончания Северной войны утратила свое военное значение. Гарнизон был выведен, и о крепости, много веков защищавшей северные рубежи страны, забыли. С началом строительства новой столицы – Санкт-Петербурга, торговлю перехватила Новая Ладога, основанная в 1704 году. По приказу Петра в новый город перевели все учреждения, переселили часть ладожан, а сама древняя столица Руси получила приставку «'Старая». Все это и превратило ее в маленькую деревушку, коей она сейчас и является. Исследования Старой Ладоги ведутся уже около двух веков. Этот крохотный район оказался настоящим центром древней цивилизации! Столетиями Ладога вбирала в себя культурные ценности разных эпох и народов. Многие из этих ценностей добываются теперь в ходе археологических раскопок. На территории Старой Ладоги сохранились около 160 памятников истории, архитектуры, культуры, искусства и археологии. Громадный культурный фонд, который до конца не оценен и во многих случаях не известен.

Никольский Старо-Ладожский монастырь

Никольский Старо-Ладожского монастырь25 ноября 2002 года, в преддверии 1250-летия Старой Ладоги, из итальянского города Бари  была привезена частица мощей Святителя Николая Чудотворца. 26 декабря 2002 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Никольского Старо-Ладожского монастыря «для возрождения в нем монашеской жизни». Местное предание говорит о том, что монастырь был основан в конце 13 века в честь Невской победы князя Александра Ярославича над шведами. История его вплоть до начала 16 века весьма туманна. Достоверно известно, что в 1611 году здесь нашли приют иноки после разрушения шведами Валаамской обители. Та же беда постигла вскоре и сам Никольский монастырь: войска Якоба Делагарди, шведского полководца, разрушили его до основания. Судьба этой обители типична, к сожалению. Суровая карельская природа привлекала многих монахов, искавших молитвенного уединения. Обычно они сначала обучались в известных русских монастырях, а то и в Греции, на Святой Горе Афон. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом. Православные обители Карелии являлись средоточием аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни. Карелы называли православных монахов греками – «крейкка». Мы мало что знаем о древних монастырях Карелии, даже история основания крупнейшего из них, Валаамского, скрыта в глубине веков. Все архивы были уничтожены во время шведских набегов. Во всяком случае, он был основан прп. Сергием и Германом не позднее 1329 г. В 1393 году Св. Арсений основал Коневский монастырь. Это единственные из древних карельских монастырей, сохранившиеся до нашего времени. Известно, что на карельской земле было множество небольших обителей, но упоминаются они только в конце 16 века в числе разрушенных шведами.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырьСвято-Троицкий Александра Свирского мужской православный монастырь в 2006 г. отметил свое 500-летие. Расположен он на высоком песчаном берегу Рощинского озера, окружен прекрасными сосновыми лесами. На протяжении веков монастырь славился своим строгим уставом, принятым еще при его основателе – преподобном Александре Свирском (1448–1533). Роль Александра Свирского в истории русской церкви очень велика, его часто сравнивают с Сергием Радонежским. По легенде, в 1484 году валаамский монах Александр пришел на берега Рощинского и Святого озер и срубил на перешейке между ними деревянную келью. Семь лет монах жил в одиночестве, пока в 1491 году к нему не прибыло подкрепление. Именно с этого момента начинается активное деревянное строительство в обители. Первая постройка – шатровая Троицкая церковь, затем Покровская. К сожалению, ни одно из деревянных строений не сохранилось до нашего времени. Начиная с 1533 года в монастыре происходят большие изменения. Сюда пригласили известного «каменных дел мастера» Игнатия, который построил Покровскую церковь с трапезной и часовней, затем взялся за Троицкую. Одновременно в 600 метрах на берегу Рощинского озера начали возводить здания  Преображенского монастыря. Здесь надо пояснить, что иногда весь комплекс называют Александро-Свирским монастырем, подразделяя его на Преображенскую и Троицкую части, а порой каждый рассматривают самостоятельно. Обители отстраивались и росли за счет вкладов московских царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича, бояр Годуновых. Польско-шведские войска наведывались в эти места трижды - в 1613, 1615, 1618 годах и разоряли монастыри, но они всякий раз восстанавливались. Сразу после революции 1917 года ансамбль объявили памятником зодчества, здесь был организован Музей искусства и старины, в котором выставлялись предметы обихода и изделия народных промыслов, а также иконы северных мастеров и древние рукописные книги. В1930-е «безбожные» годы на территории варварски разграбленного монастыря был организован совхоз им. Карла Маркса, во время войны здесь располагался финский госпиталь. После 1945 года про обитель надолго забыли. В настоящее время ансамбль частично отреставрирован. Из религиозных реликвий в монастыре покоятся мощи св. Александра Свирского. В 1998 году произошло второе чудесное обретение мощей преподобного, до последнего времени считавшихся исчезнувшими после погрома 1918 года. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования установили, что находившиеся с 1919 года в анатомическом музее Военно-медицинской академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат великому старцу-иноку. В середине августа 1998 года мощи св. Александра Свирского были торжественно перенесены в возрождаемую обитель. Сегодня, как и в старину, сюда съезжаются для поклонения паломники со всей России.

Олонецкий район. Нурмольская Карелия

Олонецкий район. Нурмольская КарелияОлонецкий район – самый южный в Карелии. С запада он спускается к берегу Ладожского озера, с юга и с востока граничит с Ленинградской областью. Отсюда начиналось русское освоение этой земли, недаром  район хранит старинное имя территории, некогда равной всей современной Карелии – Олонецкой губернии. Здесь немного расступаются леса, и в широкой низине в междуречье Олонки и Мегреги находит себе нишу сельское хозяйство. Это вотчина тихой северной красоты, обширная холмистая низина с множеством лугов, край небольших деревень на холмах вдоль рек и речушек, с неспешным, размеренным течением жизни. Южная Карелия во многом сохранила традиционный деревенский карельский уклад. Здесь чаще звучит карельская речь, а маленькие деревни (в сущности, финские хутора) соседствуют с большими селами, похожими на среднерусские. К востоку уходит Михайловская Карелия с горушками, продолговатыми озерами и большими деревенскими домами. Земля эта издавна населена представителями одной из ветвей карельского народа – людиками. В отличие от ливвиков - приладожских карел, людики - карелы прионежские, да к тому же южные и потому более обрусевшие. Они в большей мере, чем другие карелы, восприняли и впитали русскую культуру и русский язык, и сохранили их в первозданном виде, прибавив капельку своего, особенного, карельского. В селе Михайловском можно услышать фольклорный хор, в котором бабушки поют не специально разученные песни, а свои, знакомые с детства. Здесь и настоящая карельская речь, и необычный даже для нашего севера местный выговор русского языка. Секрет Михайловской земли таится еще в одном. Старинное русское название села - Лояницы. Исторически оно имеет карельские корни: loi значит крепкий, стойкий. И этого не отнять у местных жителей - они выстоят, как выстоит их село, их земля и леса, оберегающие эту землю от всего внешнего. К западу и к северу простирается Нурмольская Карелия, территория  песка, сосен и мха, выходящая на западе к Ладоге, с дюнами и широкой полосой песчаного пляжа. Здешние деревни и села сохранили до настоящего времени традиции народной архитектуры. Ставили деревни, как правило, на восточных и северных берегах озер или рек, при этом фасады домов обращались на водоем или «на солнце». Отличительной чертой старых сел и деревень была удивительная гармония застройки и ландшафта, их неразрывная связь. В центре района – Олонецкая Карелия. Среди почти среднерусских пейзажей, среди полей, перемежающихся полосами леса, среди низин и неторопливых речек стоят редкие деревни, часто большие, занимающие не просто уголок у реки, а целое огромное пространство над большими продолговатыми озерами.

Здесь и расположилась маленькая, «домашняя» столица Южной Карелии – Олонец. Это одно из древнейших поселений Приладожья, входившее в состав Обонежской пятины Великого Новгорода. Олонец впервые упоминается в Уставе Святослава 1137 года, но затем надолго исчезает из письменных источников и появляется лишь в 1582 г., как Рождественский погост на Олонце. В 1627 г. его уже именуют посадом, а в 1649 году на слиянии рек Олонка и Мегрега была заложена «порубежная крепость» Олонец, которая стала форпостом в борьбе со шведами. Посадские люди Олонца были предприимчивыми торговцами. На своих небольших судах они ходили даже в Стокгольм. В начале 18 века город неоднократно посещал Петр I, направляясь на Марциальные Воды. После победоносного завершения войн со Швецией стратегическое значение города снизилось. Крепость просуществовала до середины 18 века и была разобрана из-за ветхости. Центр административной жизни края перемещается в Петрозаводск, а герб Олонца становится гербом всей губернии. Определяющую роль в развитии города начинает играть купечество. К концу 18 века торговый вес Олонца вырос за счет обслуживания быстро растущего Петербурга. В 1788 году, при Екатерине II, был возведен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней. Каменный храм – Смоленский собор был построен в 1824 году. В годы советской власти собор был безжалостно изуродован и перестроен под музей. Сейчас силами небольшого прихода исторический облик этой красивой каменной церкви восстанавливается. В 1919 году Олонец на короткий период был захвачен финскими войсками, во время Великой Отечественной войны вновь подвергся трехлетней оккупации и был освобожден Красной армией летом 1944 года. Олонец может по праву считаться центром национальной культуры Карелии, так как он единственный из городов республики, в котором более 60% населения составляют карелы. Олонецкий национальный район - носитель и хранитель ливвиковского диалекта карельского языка. Этот язык – язык титульного коренного народа республики – имеет вековые традиции, несет в себе этническую культуру и духовность.

Карелия – удивительный край тысяч и тысяч озер

Карелия. Место загадочное, удивительное, во многом не похожее на другие. Здесь есть какая-то тайна, то, что трудно описать и объяснить словами. Валуны, скалы, сосны, вырастающие прямо на камнях, голубая гладь озер... У волшебной карельской природы поистине нет плохой погоды. Вследствие влияния Атлантики и близости к Северному Ледовитому океану климат достаточно неустойчив, однако лето теплое. Озера довольно прохладные, их особенность – внезапно исчезающее дно. Сделал несколько шагов – и ноги совсем дна не ощущают. А рыбная ловля на озерах! Впрочем, есть в Карелии и море. Море грибов и ягод! От такой красоты перехватывает дух, хочется просто слиться с окружающей природой и забыть обо всём на свете. Трудно представить себе человека, которому в Карелии было бы не интересно. У любого путешественника есть цель: уставшие от суеты жители мегаполисов ищут покоя и тишины, любители экстрима – опасных речных порогов и непроходимых троп, сторонники познавательного отдыха стремятся к памятникам старины, а фотолюбители едут за красивыми пейзажами и необычными ракурсами. Всего этого в Карелии – в избытке. Представьте себе: здешние каменные породы всего на миллиард лет моложе Солнца! Материковая платформа на участке, занимаемом Карелией, Финляндией, Швецией и Норвегией – одна из древнейших на Земном шаре. Если Урал славится могучими соснами, то Карелия может похвастать могучими елями, поэтому ёлочка – неотъемлемая часть Нового года у местных жителей. Никто не поспорит с тем, что здесь ни с чем не сравнимая, завораживающая природа. А как хороша она зимой! Вдохните чистый морозный воздух, послушайте звенящую тишину вдали от шумных городов, с их диким темпом бытия и серым снегом на обочинах. Вся природа, самобытность и красота Карелии – подстать людям, которые здесь живут. Спокойные, сильные, отзывчивые, гостеприимные. Северяне, одним словом. Кто хоть однажды побывал в Карелии, будет вновь стремиться вернуться в этот удивительный край тысяч и тысяч озер...