Экскурсии в Вечашу в 2024 году
В давние времена имение Вечаша принадлежало Дмитрию Васильевичу Татищеву. Он получил его в дар от Екатерины Великой в 1785 году. В самом начале 1890-х годов его купил на имя своей жены, Софьи Михайловны, полковник Федор Огарев. Усадьба привлекала своим обширным, несколько запущенным парком, раскинувшимся по берегу озера Песно. В аллеях, меж старых деревьев, росли роскошные кусты алых и белых роз. Главный жилой дом стоял на высоком месте между двух параллельных аллей, обращенный своим фасадом с балконом к озеру. Этот дом и сдавала Софья Михайловна на лето Римским-Корсаковым. Другой жилой дом, поменьше, в котором жили хозяева усадьбы, стоял немного дальше от озера. Здесь, среди псковского приволья, Николай Андреевич обретает вдохновение. В течение лета 1894 года он пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В.Гоголя. Лето следующего 1895 года Николай Андреевич напряженно работает над оперой «Садко». Лето 1898 года композитор также провел в Вечаше, поглощенный созданием «Царской невесты». Зимой 1899 года Римский-Корсаков начал разрабатывать пушкинскую «Сказку о царе Салтане». К началу лета, которое, как и прежде, композитор провел в Вечаше, был готов пролог, а к концу написана и вся опера.
В первое же лето, проведенное в Вечаше, семья композитора познакомилась с Бухаровыми, владельцами соседнего имения Любенск. Небольшая усадьба с садом, что примыкал к пруду, обрамленному группами вековых дубов, изобиловала цветущими растениями и сразу же пленила Римского-Корсакова. Отсюда открывался прекрасный вид на любимое им озеро Песно. А.В. Бухарова, очень нуждавшаяся в деньгах и уже продавшая к 1907 году почти все свои земли крестьянам из окрестных деревень, решила расстаться и с этим владением. Лето 1907 года семья Николая Андреевича провела в Любенске, еще снимая дом с садом как дачу, однако композитор уже вел переговоры о покупке усадьбы. В сентябре была оформлена купчая на имя трех младших детей Римского-Корсакова: Андрея, Владимира и Надежды. Давняя мечта становилась реальностью. Зимой и весной 1908 года ведется ремонт жилых помещений. Сыновья композитора Владимир и Андрей поочередно выезжают в Любенск из Петербурга, стремясь ускорить ремонт и подготовить жилье к переезду отца. К этому времени он уже перенес несколько тяжелых приступов болезни, которую консилиум врачей определил как сердечную астму. Всей душой стремясь в Любенск, Николай Андреевич надеялся найти исцеление в окружении любимой природы. Переезд состоялся 21 мая и сопровождался очередным приступом, правда, не очень тяжелым, однако 8 июня последовал новый приступ болезни. Смерть наступила около половины третьего ночи 8 июня 1908 года. Николай Андреевич Римский-Корсаков был похоронен в Некрополе Александро-Невской лавры в Петербурге.
После кончины Николая Андреевича в течение почти 13 лет усадьбой пользовались его дочь Надежда Николаевна и постепенно разраставшиеся семьи ее детей. В 1917 году территориями усадеб Любенска и Вечаши завладел местный совхоз, и с этого времени начались все беды. Наследники Николая Андреевича стремились сохранить за собой хоть часть усадьбы, не только для своего летнего пребывания, но и как место, связанное с именем их отца. Осенью 1918 года они обратились к народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому с письмом, в котором просили его содействовать сохранению за ними права пользования Большим домом и садом Любенска. В декабре 1920 года совхоз окончательно занял усадьбу со всеми ее землями и строениями, воспользовавшись отсутствием представителей семьи Римских-Корсаковых, уехавших на зиму в город. Лишь осенью 1923 года было принято решение о восстановлении права наследников Николая Андреевича на усадьбу Любенск, но полное к тому времени ее разорение вынудило Римских-Корсаковых от усадьбы отказаться. Совхоз пользовался всеми зданиями Любенска и Вечаши. Жилые дома были заселены семьями рабочих совхоза, но ухода за зданиями не было. В 1929 году было разрешено разобрать все дома Вечаши для того, чтобы построить жилища в соседних деревнях, так как при усадьбе никакого поселения не было. Так от усадебных построек Вечаши не осталось и следа, кроме частично уцелевшего фундамента дома, в котором когда-то жили Римские-Корсаковы. На территории парка вырубали деревья, на его лужайках пасли скот, устраивали огороды, сажали картофель. Аллеи зарастали, фруктовые деревья погибли. Самый же большой урон был нанесен Любенску в конце войны, когда при отступлении немецких войск все усадебные здания были сожжены. Уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.
Решение Министерства культуры создать единый Музей-заповедник на территориях Любенска и Вечаши появилось в 1967 году, и вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь в 1980 году. Музей Н.А Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша» стал третьим и завершающим из комплекса музеев, посвященных жизни и деятельности Николая Андреевича: Дом-музей в Тихвине - рождение и детские годы; Музей-квартира в Петербурге - основной период деятельности; Музей «Любенск-Вечаша» - последний период жизни и творчества великого композитора. Что представляет собой Музей-заповедник в настоящее время? Из зданий Вечаши воссоздан только господский дом, где Николай Андреевич написал 5 из своих 15 опер. Внешний облик господского дома воссоздан в его историческом виде, но планировка помещений изменена и приспособлена под концертный зал на 100 мест и экспозицию «Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова». В процесс осмотра включаются отрывки из произведений Николая Андреевича, в которых он с таким мастерством передавал впечатления от того или иного природного явления. Эти музыкальные иллюстрации можно слушать по ходу осмотра экспозиции или по его окончании - в концертном зале. Посещение этих памятных мест, несомненно, поможет любителям музыки полнее воспринять его творения, по-новому понять смысл и значение богатейшего творческого наследия русского гения.