Туры в Солотчу в 2024 году
Когда-то, чтобы попасть в «рязанскую Италию» – прославленную К. Г. Паустовским Солотчу, что расположена всего в двадцати километрах от Рязани, у самого начала мещерских лесов, следовало перебраться по разводному деревянному мосту через Оку и дождаться, когда с заречной станции тронется в путь поезд времен Стефенсона, паровоз которого напоминал Паустовскому самовар, а в просторечии назывался «козел». Он медленно тащил несколько вагончиков через окскую пойму. Плашкоутный мост, однако, мог быть разведенным для пропуска парохода, «козел» уходил из-под носа, и ничего не оставалось, как идти в Солотчу пешком. Правда, пешая тропа вела по чудеснейшим заливным лугам, но после трех часов ходьбы прелести «рязанский Италии» воспринимались уже не так тонко. Теперь искатель встреч с неведомыми красотами освобожден от всех этих неудобств. Он садится на Южном рязанском автовокзале в регулярно отправляющийся рейсовый автобус и через двадцать минут оказывается в Солотче. Почти от самой Рязани до Солотчи машины мчатся по двадцатикилометровой дамбе, пересекающей всю окскую пойму. К реке дамба повышается и переходит в высоченный (22 м) мост, под которым проходят большие двухпалубные пароходы. Однако ни начало, ни конец этого моста не ощущаются, поэтому кажется, что автомашина прямо «перелетает» в Солотчу. Солотчинская дамба-мост это произведение искусства. Ее силуэт над морем весенней воды производит незабываемое впечатление.
Солотча известна не только как здравница (здесь - несколько домов отдыха и санаторий), но и как хранительница замечательного архитектурного ансамбля XVI–XVII веков – Солотчинского монастыря, созданного несколькими поколениями древнерусских зодчих. В XVI веке монастырь уже играл заметную роль в истории Руси. В 1552 году он принял участие в походе Ивана Грозного на Казань, в память чего в монастыре была сооружена шатровая Алексеевская церковь. Два храма – Предтеченский (надвратный) и Св. Духа воплотили в себе всю изысканность архитектурной фантазии конца XVII века. В этом лесном поселке, в самом сердце заповедной Мещеры, Рувим Фраерман (автор повести «Дикая собака Динго», по которой поставлен очень известный фильм) и Константин Паустовский купили старинный просторный дом с большим садом. Наверное, лучшего места для работы и отдыха трудно было найти. Тишина, вокруг высокие солнечные сосняки, многоцветье пойменных лугов и рядом старица Оки с широкими заводями и темными омутами. Хозяином дома ранее был знаменитый художник-гравер, академик Пожалостин, но его наследники предпочли имение продать. Дом в Солотче достался новым владельцам со всем содержимым - резной мебелью, мастерской художника с граверными станками и с хранившимся в специальном подвале архивом, оказавшимся настоящей сокровищницей. Там были эскизы многих работ академика, книги с дарственными надписями его друзей-современников и самое главное - переписка с Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Возможно, знакомство с этим хранилищем и натолкнуло Рувима Исаевича и Константина Георгиевича на мысль перевезти в Солотчу в злосчастном 1937 году и часть своих архивов, а в первую очередь то, что может привлечь недоброе внимание искусствоведов с Лубянки. И к тургеневским добавились письма Максима Горького и Александра Фадеева, Бориса Пильняка и Евгения Тарле, Льва Кулешова и многих других не менее известных деятелей культуры и науки. Была надежда, что здесь, в деревенской глуши, целее будут. Возможно, так бы все и произошло, если бы не случилось непредвиденное. Это было уже после войны. Приутихла охота на безродных космополитов, повеяли обманчивым теплом ветерки пресловутой оттепели, и друзья-писатели стали подумывать о возвращении архивов в свои московские квартиры. Тем памятным летом дела задержали их в столице. А в это время случилось в Солотче следующее. Местные подростки сделали из сада подкоп и проникли в подвал дома. Перерыли там все, но не обнаружили ничего стоящего и, чтобы замести следы, подожгли всю эту бумажную рухлядь. Архив сгорел дотла...