Круизы в Плёс в 2024-2025 годах
Упоминание о Плёсе было найдено в Новгородской летописи за 1141 год. Уже в те времена Плес имел внушительные размеры. Протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла около двух километров. Можно с уверенностью сказать, что Плес, возведенный во второй половине XII в. владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо, стал форпостом княжеской власти в новой, Плесской волости, присоединенной таким образом к великому княжеству. Первая плесская крепость пала и была сожжена в феврале 1238 года во время татаро-монгольского нашествия. Второе рождение Плесской крепости связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге крепость - опорный пункт на подступах к Костроме. И в 1410 году "повеле рубити град Плесо". Вторая плесская крепость стала частью оборонительной системы волжского рубежа. История города-крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства отпала необходимость в сторожевой заставе на Волге.
С XVII века Плес стал развиваться как торговый город - порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. Плес в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: речной плес и корма галеры. Со времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние - в селах Красное и Сидоровское. Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы. Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи. Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку. Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново - Кинешма. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов. Постепенно в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) перебрались и многие плесские торговцы. Почти вдвое уменьшилось население города за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю. Жизнь в городе замирает, и Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь.
Развитие судоходства на Волге тогда уже содействовало привлечению значительного числа туристов из Москвы. Частные судовладельцы стремились привлечь на свои пароходы больше пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских дебаркадеров вдоль берега Плеса. Местные домовладельцы сдавали свои дома для отдыхающих. Именно в эту пору "дачного" Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с друзьями и московский художник-пейзажист И.И. Левитан. Его спутница, художница С.П. Кувшинникова, вспоминала позднее: "Весной 1888 г. мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться". В Плесе художники прожили лето 1880-ого и два следующих лета. Жили почти по полугоду, с весны до поздней осени, возвращались в Москву последним октябрьским пароходом. Левитан создал здесь почти двести картин и этюдов, украшающих ныне собрания Третьяковской галереи, Русского музея и многих других музеев страны.