Загадки и мифы Московской подземки

Очевидцы рассказывают о привидениях, временных парадоксах и других таинственных происшествиях в Московском метро.

Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?

Так в 1872 году возмущённо писал митрополиту один московский священник после того как столичные инженеры вынесли на обсуждение проект прокладки подземной железной дороги.


Сегодня в московскую «преисподнюю» ежедневно спускаются миллионы москвичей и гостей столицы. И не только они… 15—20 лет назад многие газеты публиковали страшилки об обитающих под землей полуметровых крысах-мутантах, время от времени нападающих на поезда и легко прокусывающих обшивку вагонов. Другая легенда —  про целое племя людей, некогда по разным причинам спустившихся под землю и живущих там, во мраке, потеряв человеческий облик и почти ослепнув.

Интересно, а что думают об этом работники метрополитена? Им и карты в руки! Как оказалось, не всё так просто… Они, в частности, не любят станцию «Сокол». Служащие постоянно чувствуют там потустороннее присутствие, как будто кто-то тайком наблюдает за ними. Некоторые рассказывают о прозрачных фигурах, появляющихся на станции, когда там ещё нет пассажиров. Предполагаемая причина аномальных явлений — находившееся неподалёку огромное кладбище, где хоронили воинов, погибших в Первой Мировой войне. Могилы не перенесли,  как полагается, с соответствующими обрядами, а мрамор с надгробий ещё и использовали в отделке новых станций. Такие дела, как известно, бесследно не проходят.

Многим машинистам, работающим на Арбатско-Покровской линии, приходилось сталкиваться с чем-то необъяснимым на перегоне «Курская» — «Площадь Революции». Оно выглядело, как толстая змея тёмного цвета, длиной около полутора метров, с хвостом, разделённым на две части. Вдоль тела болталось что-то похожее на когтистые лапы с плавниками. А на перегоне между «Тульской» и «Нагатинской» видели существо, похожее на обезьяну, покрытое бледной серой шерстью. Однажды такую «обезьяну» даже зацепило поездом, но никаких следов обнаружено не было. Столичные диггеры утверждают, что все городские коммуникации давно обжиты привидениями. Причем, самыми разнообразными. В мрачных подземных тоннелях можно встретить оборотней, гномов и таких тварей, у которых и названий-то нет. Диггеры сами придумывают им имена: «глюки», «ползунки», «мешки», «фонарики», «хохрики»...

По ночам в тоннелях подземки можно встретить Путевого Обходчика и Чёрного Машиниста. Рассказывает диспетчер Сокольнической линии Валентина Абаева:

Судьбы этих людей были тесно связаны с метрополитеном. Путевой Обходчик проработал под землёй более 40 лет, не хотел уходить на пенсию и всё время корил молодежь, которая, дескать, не уважает физический труд и гонится за длинным рублем. Умер он в возрасте 82-х лет, однако и после кончины никак не может успокоиться, бродит по темным тоннелям метро. Многие обходчики, работающие на Таганско–Краснопресненской линии видели это привидение. Его появление обычно сопровождается давящей тишиной, сменяющейся нарастающим гулом шагов, эхом, отдающимся от сводов туннелей. Знаком этот призрак и локомотивным бригадам хозяйственных поездов. Иногда машинисты видят, как фары их локомотива выхватывают из мрака туннеля кряжистую фигуру, медленно бредущую по путям и тающую, словно дым, по мере приближения поезда.

А Чёрный Машинист получил когда-то тяжёлые ожоги при исполнении служебных обязанностей. Состав сошёл с рельсов, головной вагон загорелся, однако машинист повёл себя героически, и в результате никто из пассажиров не пострадал. Сам машинист умер в больнице три дня спустя. Впоследствии всю вину за случившееся списали на него — мол, мёртвому все равно. Вдове и детям дали мизерную пенсию. Но говорили, что настоящий виновник трагедии — главный инженер участка метрополитена, которому не раз докладывали, что поезд находится в аварийном состоянии. Многие работники метрополитена видели призрак Машиниста. Чёрный, будто обгорелый, бродит он по темным тоннелям, гонимый смертельной обидой и вечной тоской.

Жительница подмосковного Пушкино Ольга Руднева:

Я возвращалась с работы поздно, около 10 часов вечера. В вагоне метро народу было немного, все сидели. Лишь один мужчина стоял, читал газету. На станции метро «Красные ворота» поезд резко затормозил, так что стоящий мужчина едва не упал. Его газета упала на пол, и я успела прочесть крупный заголовок: «Вход в Преисподнюю». Внезапно погас свет. Люди сидели в полном мраке и ждали, когда всё наладится, но поезд всё стоял, машинист молчал, и тревога в вагоне росла. Вдруг послышался нарастающий гул, и мимо пронесся ярко освещённый состав. Я отчетливо видела лица пассажиров, многие смеялись, прижимались к стеклам. Что-то было в них необычное, но что именно, понять не могла. Прошло ещё несколько минут. Наконец, вагон осветился и наш состав тронулся. Всё постепенно успокоились. И лишь выйдя на Комсомольской, я осознала, что было странного в пассажирах промчавшегося мимо поезда — их платья и рубашки напоминали моду начала 1950-х годов, а радостное возбуждение было естественным для людей, которым метро ещё в диковинку. Когда я пришла на вокзал и посмотрела на электронные часы, висящие над расписанием, выяснилось, что последняя электричка в сторону Пушкино ушла 40 минут назад. Получалось, что в тёмном вагоне я просидела не пять-десять минут, а три с половиной часа! Пришлось возвращаться домой на такси…

Александр Ушанов, москвич:

Это произошло 14 мая 1999 года в метро на отрезке пути между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская». В этом месте поезд проходит по наземной части с выходом на опушку Измайловского леса. В седьмом часу вечера мы выехали из подземного тоннеля и стали приближаться к «Измайловской». Неожиданно свет за окнами померк, вагон содрогнулся, как от подземного толчка. Я вцепился в поручень, но вдруг тьма исчезла, за окнами снова засветило солнце. Когда я взглянул в сторону леса, то не поверил своим глазам — вместо привычной картины с гуляющими по лесу людьми взору предстали лошади с несущимися на них всадниками. Люди были одеты в гимнастерки и шинели времен Гражданской войны. Лица перекошены от напряжения, земля перепахана от разрывов снарядов. Кругом невообразимый грохот, отдельные выстрелы перемежались с пулеметными очередями… Пассажиры в вагоне окаменели от изумления. «Наверное, кино снимают», — предположил кто-то. Тут дикторский голос объявил: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Первомайская». Люди уже начали отворачиваться от окон, как вдруг в одно из них, как раз напротив меня, со страшным ржанием ввалился гнедой жеребец с подкошенными передними ногами. Клянусь, я чувствовал его горячее  дыхание, видел пену, валившую изо рта. Меня обуял ужас, какие-то сантиметры отделяли меня от обезумевшего животного. В последний миг конь, уже почти доставший копытами до моей груди, вдруг начал таять на глазах и исчез. Пассажиры, ставшие свидетелями происшествия, долго не могли прийти в себя и громко обсуждали увиденное. Сойдя на нужной остановке, я машинально сверил часы с электронными, висящими на всех станциях метро. Мои часы отстали на пятьдесят минут…

«Ну вот, приехали! Монстры, призраки, перемещения во времени… Только инопланетян не хватает», — заявит скептик. И попадет прямо в точку! Помимо военных объектов, АЭС и линий высоковольтных передач, НЛО часто зависают и над станциями метро. Более того, так называемых «Людей в черном» регулярно видят под землей, в вагонах поездов. В 2001 году в одном из столичных журналов появилась заметка, автор которой описал странную встречу:

На станции метро я заметил двоих людей в чёрных шляпах, одетых в аккуратные чёрные костюмы. Они были необычно высокими и какими-то «деревянными», неестественными. Мужчины вошли в вагон. Люди инстинктивно сторонились незнакомцев — несмотря на обычную толчею, вокруг них образовалась пустота. От них словно исходила энергия холода, страха. Черты лица были каменными, как будто вырубленными топором. Между собой они не обменялись ни единым словом. Мужчины доехали до конечной станции. Я покинул вагон вместе с ними и был удивлен тем, что они не вышли из метро, а сели в поезд, идущий в противоположном направлении. В течение нескольких последующих дней я встречал людей в чёрном еще трижды, проследил за незнакомцами и выяснил, что они… катались на метро! Казалось, без явной цели, без смысла, в полном молчании. Лица их были холодны и замкнуты. Это были разные, но чем-то похожие люди: крепкие, плечистые, очень высокие, с крупными чертами.


Фотография: Wikimedia Commons

Туры в Москву

Скоро в продаже

Отзывы о статье

Отзывы о статье


Оставьте свой отзыв