Туры в Новую Ладогу в 2024 году
Новой Ладоге, городу, сыгравшему значимую роль в российской истории, в 2004 году исполнилось 300 лет. Осенью 1704 года по воле Петра I в устье Волхова начинается строительство города. Интерес Петра к выбору места понятен: в условиях продолжающейся Северной войны. Россия должна была стремительно развивать флот, а устья рек - удобное место для строительства судов. Так, уже заработали верфи в Сясьском устье и на Свири. Третьей верфью петровской эпохи в бассейне Ладожского озера стала Новоладожская. За первую четверть 18 века на ней построили около 160 судов разных типов, но славу ее составили два фрегата - «Рига» и «Выборг», спущенные на воду почти одновременно в 1710 году и ставшие первыми линейными кораблями Балтийского флота. Важнейшей страницей ладожской истории стало строительство обводных каналов - Староладожского (годы постройки 1718-1731) и Новоладожского (1861-1866 гг.). За сохранностью и эксплуатацией наземных сооружений канала следили роты Ладожского канального батальона. Проводка судов осуществлялась с помощью конной тяги. Новоладожский канал построен ввиду того, что Староладожский в 19 веке уже не справлялся с колоссальной транспортной нагрузкой. Новый канал, проложенный также по южному берегу Ладожского озера, идет практически параллельно Старому, но ближе к озеру. Подпитываясь озерной водой через протоки, он имеет один с озером уровень воды, потому является безшлюзовым и более удобным в эксплуатации. Таким образом, ладожская система обводных каналов стала уникальным опытом для отечественного каналостроения. 1 сентября 1866 года Император Александр II лично открыл движение по каналу. По ходатайству купечества он дал согласие назвать новый водный путь своим именем.
Новая Ладога традиционно служила местом расположения различных полков. С 1764 г. по 1768 г. здесь квартировал Суздальский пехотный полк под командованием Александра Васильевича Суворова, тогда 34-летнего полковника. Для своего расположения полк выбрал Староладожскую слободу, которая постепенно преобразилась благодаря постройке в ее черте казарм, Дома офицерского собрания, штаба, лазарета, полкового плаца. Осенью 1765 года был освящен полковой храм во имя святых Петра и Павла, построенный суздальцами. История распорядилась так, что Новая Ладога сразу родилась городом, а вот статус уездного центра она приобрела лишь в 1773 году. В 1781 году Новая Ладога получила пожалованный Екатериной II герб. На нем в окружении двух рогов изобилия изображена голубая лента канала. Транспортное значение Ладожских каналов изменилось, когда в 1904 году закончилось строительство железной дороги, связавшей Санкт-Петербург с Череповцом и Вологдой. Однако Новоладожский канал по-прежнему используется для местного судоходства.
Особую роль довелось сыграть Новой Ладоге в годы Великой Отечественной войны. Здесь располагались штаб, службы и база Ладожской Военной Флотилии. В начале сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение об организации водного пути из Новой Ладоги в Осиновец - Кокорево по Ладожскому озеру, для перевозок всех видов снабжения осажденному городу и эвакуации ленинградцев. Перевозки были поручены морякам Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства. Через Новую Ладогу каждый день проходили до десяти тысяч эвакуированных. Она оставалась единственной артерией, связывавшей Ленинград с Большой Землей до установления ледостава на Ладоге и организации на озере ледовой дороги. Моряки проявляли исключительный героизм, обеспечивая водные перевозки из Новой Ладоги осенью 1941 г., а затем в навигациях 1942 и 1943 гг. В память героев, спасавших Ленинград и ленинградцев в годы блокады, в Новой Ладоге воздвигнут мемориал - на вечной стоянке установлены тральщик «ТЩ-100» и буксирный пароход «Харьков». В честь основателя города в Новой Ладоге, на берегу Староладожского канала установлен бюст Петра Великого.