Широкая МасленицаМасленица – один из любимых русских праздников. Испокон веков Масленица празднуется с размахом, за что и получила свое название - Широкая Масленица. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. Масленица – праздник языческий. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник был связан с культом нарождающегося солнца, отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», писал А.И. Куприн. Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. Только на Масленицу полностью раскрывалась вся широта русского характера, русской удали. Да и в наше время, в последние дни перед самым продолжительным и строгим постом в народе принято «погулять на славу», наведаться в гости, поесть блинов и порадоваться вместе с родными и друзьями.

Блины – блюдо, обрядовое применение которого известно у восточных славян, главным образом у русских. Особое значение в обрядах имеют горячий первый блин и блин, испеченный последним, лежащий сверху в стопе. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда посвящали умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или  давали нищим. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин подавали нищему, чтобы он помянул всех усопших. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем и медом. Запивали их чаем, сбитнем или горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. Каждый день Масленичной недели носит свое название и имеет свои обряды.

Понедельник – «встреча». К первому дню Масленицы обычно устраивались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную куклу, наряжали ее и возили в салазках.

Вторник – «заигрыш». В этот день с утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках. Молодцы высматривали невест, а девушки украдкой поглядывали на суженых. Раньше народ толкался около уличных кукольных балаганов, а по вечерам ряженые ходили по домам. Да и сегодня никто не мешает пойти в гости и даже устроить там небольшой самодеятельный концерт.

Среда – «лакомка». Со среды уже официально начинается «праздник живота». В этот день тещи приглашали зятьев на блины, а для развлечения любимого зятя созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, да как зятек-то теще спасибо сказал.

Четверг называется «разгулом» или «широким четвергом». В этот день празднества подходят к середине. При Иване Грозном по четвергам велись жаркие кулачные бои. После них мужикам не страшно было исполнить и вторую свою обязанность – послать теще приглашение на блины.

Пятница – «тещины вечерки». В этот день зятья угощали тещ блинами, иногда со всею родней. Впрочем, есть и другая версия: в пятницу именно зятья должны нагрянуть к тещам на блины. Что больше по душе – выбирайте сами. Главное, этот день должен пройти под девизом: «блин не клин, живота не расколет!».

Суббота – «золовкины посиделки» (для любознательных: золовка – сестра мужа). Черед стряпать молодым невесткам. Девушки должны откормить блинчиками сестер мужа. В субботу дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем делились на две половины: одна из них старалась защитить городок, другая должна была силой взять его.

Воскресенье – «прощёный день», венец всей Масленицы. С закатом солнца предписывается ходить из дома в дом и смиренно просить прощения у всех, кому с прошлой Масленицы чем-то насолили. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, а для кумы – кусок мыла. В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста и поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами. В качестве жертвоприношения изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия. Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят большую соломенную куклу, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают, а когда Зима сгорит, молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Масленица – единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В эту неделю, предшествующую Великому посту, Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает молочные продукты, масло, яйца и рыбу. Праздник стал именоваться Масленицей лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени сдвинут почти на месяц ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица стала предшествовать. Церковная Масленица начинается за 8 недель перед Пасхой и длится одну неделю с понедельника по воскресенье. Народная Масленица начинается на день раньше - в воскресенье, на так называемое «мясное заговенье», когда православным в последний раз разрешается есть мясо. После Масленицы начинаются 7 недель Великого поста, длящегося до праздника Пасхи.