Первое мая

Майские праздникиЕсли рассматривать новейшую историю этого дня, то она в своем начале была наполнена трагичными событиями. Всё началось 1 мая 1886 года, когда чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованием введения 8-часового рабочего дня (вместо 15-часового!). Полиция приняла ответные меры, и в итоге все закончилось кровопролитием и жертвами с обеих сторон. Четверо рабочих были приговорены к смертной казни. 1 мая 1889 года Парижский конгресс II Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира. По настоящему массовым праздник 1 мая стал в СССР,  в этот день проводились демонстрации и военные парады. И это действительно был праздник для трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. В 1997 году День международной солидарности трудящихся переименовали в Праздник весны итруда.

Не все знают, что праздник Первого мая имеет языческие корни. Дело в том, что месяц май был назван в честь богини Майи, богини земли и плодородия, которой поклонялись жители древней Италии. После вспахивания земель и посева люди торжественно отмечали первый день мая, чтобы их весенний труд не пропал зря. Так же Первое мая отмечают во многих странах Европы. Больше всего этот праздник ассоциируется с первыми весенними цветами. Например, в Испании в день праздника молодые женихи дарят своим избранницам цветы, которые к этому времени распускаются. В Германии Майский праздник (Maifeiertag) издревле совершается в честь возрождающейся природы. Древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В средние века этот обычай переняли немцы. Обязательным считается украшение дома молодыми побегами и цветами. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер... А что же в России? В романе И.А.Гончарова «Обломов» (1859 г.) читаем: «Пришли разные праздники. Троица, Семик, Первое мая - все это ознаменовалось березками, ветками; в роще пили чай». О чем же это рассказывает писатель? А дело в том, что обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник еще при Петре I. В юные годы царь-реформатор с удовольствием проводил время в Немецкой слободе Москвы, где уже с XVI века селились иноземцы. Жили там и немцы, и англичане, и французы. Это был совершенно особый, непохожий на Москву мир. Царь сразу же и бесповоротно принял этот западный новый мир со всеми его традициями, праздниками и обычаями. Отсюда и пришли на Русь рождественская елка и первомайское гулянье. Последнее проходило, по обыкновению, в Сокольниках. Петр самолично присутствовал на этом «гульбище», где  пировали чужеземцы, но популярными маевки стали уже после его смерти - в конце XVIII века. В Петербурге на Марсовом поле с начала XIX века 1 мая происходил Высочайший смотр и парад гвардейских полков перед их выступлением в летние лагеря. По этому поводу весь день в городе шло гулянье с песнями, плясками и выездами на пикники.

У всех европейских народов Первое мая - это любимый праздник весны, зелени и цветов. В этот день повсюду проводились веселые гулянья, горожане «выезжали на природу». Центральное ритуальное действо заключалось в обряжании «майского дерева», которое устанавливалось на центральной площади. У некоторых народов (венгров, австрийцев, западных и южных славян) до сих пор жив обычай ставить перед домом любимой девушки украшенное «майское» деревце. Общие майские игры и танцы были также одной из форм предварительного знакомства и сближения молодежи. Шуточные «аукционы девушек» и выборы майских короля и королевы часто заканчивались формальным сватовством. Впрочем, заключать браки в мае не рекомендовалось, и по этому поводу существовало множество мрачных прогнозов. У нашего народа также существуют поговорки о неблагоприятных майских союзах: «В мае жениться  - весь век маяться! Рад бы жениться, да май не велит!»  Кроме первомайских торжеств, в Европе, в частности, во Франции существовал еще и «Праздник ландышей», который справлялся в первое воскресенье мая. Жители деревень отправлялись в ближайший лес за ландышами и возвращались к ночи. На другой день ландышами украшались окна домов, камины и столы. Затем столы накрывали, и начинался праздник, на котором ландышу было суждено играть довольно серьезную роль. Все девушки имели при себе букетики ландышей, обмен которыми служил знаком согласия весь вечер танцевать с одним из юношей. А много лет назад букетики выражали согласие вступить в брак, сам же праздник обычно заканчивался объявлением, кто за кого выходит замуж. Древние германцы посвящали ландыши богине восходящего солнца и провозвестнице весны. В честь нее разжигали костры и устраивали празднество, на котором молодежь украшала себя ландышами - цветами счастья и любви. Кстати, в России ландыш всегда был одним из самых любимых цветов. Поздней весной было принято ходить в лес собирать букеты изящных хрупких цветов, источающих нежный аромат. Увы, теперь исчезающие ландыши - в «Красной книге»... Каждый может провести Первое мая соответственно своим убеждениям и вкусам. Одни пойдут на демонстрацию, другие поставят на стол букет ландышей и отправятся на загородный пикник, а третьи станут усердно трудиться на своих «угодьях». Так что, как говорится, делайте свой выбор! Но помните, что 1 мая - день царства ландыша, эмблемы нежности и любви.

9 мая - День Победы

9 мая 1945 года на Центральный аэродром Москвы приземлился самолет «Ли-2». Экипаж доставил в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. считается самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. На огромном фронте, который простирался от Черного до Баренцева морей, с обеих сторон сражались около 12 миллионов человек, применялось от 5 до 20 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, от 150 до 320 тысяч орудий и минометов, от 7 до 19 тысяч самолетов. Такого огромного размаха боевых действий и концентрации такой большой массы военной техники история войн еще не знала. На борьбу с фашистскими захватчиками встали все: и старики, и взрослые, и дети. Людей всех наций и народностей, трудившихся на фронте и в тылу, объединила одна цель - выстоять и победить. И они выстояли и победили. Фашистские войска были разгромлены под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, на Курской дуге, в Белоруссии. Тем самым военная машина фашизма была разбита, а вместе с ней рухнул и фашистский Третий рейх. Война, длившаяся на протяжении почти четырех лет и трагедией вошедшая в каждую советскую семью, окончилась победой. 9 мая было объявлено Праздником Победы. После распада СССР некоторое время военные парады в День Победы не проводились, возобновили этот ритуал в 1995 году. В праздник Победы проходят встречи фронтовиков, торжественные мероприятия и концерты. К памятникам боевой славы, мемориалам, братским могилам возлагаются венки и цветы, выставляются почетные караулы, производится праздничный артиллерийский салют. Кстати, первый салют по случаю Дня Победы был произведен в Москве 9 мая 1945 года 30 залпами из 1000 орудий! 9 мая - не только праздник победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая считается и Днем поминовения воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы. С самого начала Великой Отечественной войны в храмах Москвы, а затем и всей страны стали совершаться особые молебны о даровании победы над врагом, об упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших.

А теперь предлагаем Вашему вниманию документ, о котором мало кто знает:

«Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, - мир на землях многих. Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня - дня, в который изрек Господь праведный суд свой над злейшими врагами человечества. Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый - герой войны, наших дорогих и священных памятников - всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа. С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье жизнь, - мы никогда не перестанем молиться о них. Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом. Аминь».

Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси.

Москва, 9 мая 1945 г.